С 4 по 8 июня прошел ежегодный IV Саратовский юридический форум. Он собрал более 1000 участников: ученых-правоведов, юристов, нотариусов, представителей органов государственной власти из 52 субъектов России и 11 иностранных государств — Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении, ОАЭ и других стран. Организатором форума традиционно выступила Саратовская государственная юридическая академия. В этом году главной темой мероприятия стала роль права в обеспечении национальной безопасности современной России.
Деловую часть форума открыло пленарное заседание с участием председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергея Кабышева, директора департамента государственной службы и кадров Министерства юстиции Олега Вавилова и заместителя председателя Следственного комитета Александра Федорова и президента Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Константина Корсика.
«Нотариусы обеспечивают безопасность и стабильность гражданского оборота. Они, совершая нотариальные действия, охраняют права граждан и юрлиц, закрепляют правоотношения в договорах. Это и есть обеспечение безопасности», — отметил Константин Корсик.
В рамках форума была организована площадка «Эволюция системы нотариата в современной России», на которой обсудили перспективы расширения полномочий нотариусов, изменения в законодательстве, а также актуальные вопросы наследственного права. В дискуссии приняли участие более 30 человек. С докладом на площадке выступил президент ФНП Константин Корсик. Он рассказал о развитии законодательства в сфере нотариата и цифровой трансформации правовой сферы за последние годы, а также подчеркнул роль нотариуса как гаранта законности сделок и защиты прав граждан. За последние годы нотариат сделал большой скачок в своем развитии, подчеркнул Корсик. «Современный нотариус, действуя от имени государства, обеспечивает гражданский оборот, в том числе в его новых форматах, надежными правовыми инструментами», — добавил он. Президент ФНП также отметил, что нотариат уделяет большое внимание социальному направлению: так, в 2023 году нотариусы совершили льготные нотариальные действия на сумму более 3,5 млрд рублей.
Особое внимание на мероприятии было уделено актуальным проблемам нотариального удостоверения завещаний. Нередко вопросы вызывает установление дееспособности завещателя, отметил заместитель начальника отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста по Саратовской области Антон Синяков. Нотариус хорошо разбирается в людях и наверняка заподозрит, что завещатель не контролирует себя и не осознает последствия своих решений. В то же время сохраняется риск пропустить неочевидные признаки болезни, указал Синяков.
Если нотариус просит от заявителя справку о дееспособности, то суд зачастую трактует это как сомнение нотариуса, в свою очередь отметила президент Саратовской областной нотариальной палаты Валентина Грушицина. Аргумент, что это делается для дополнительной защиты от оспаривания не всегда работает в судебной практике, указала она. Чтобы минимизировать риск пересмотра завещаний, Антон Синяков предложил обязать нотариуса вести видеозапись. «Видеозапись позволяет зафиксировать психическое состояние на момент составления завещания. А если возникнет судебный спор, то провести экспертное исследование по ней гораздо проще и надежнее, чем опираться на косвенные обстоятельства, показания свидетелей и т.д.», — заявил Синяков. В случае, если заявитель возражает, то нотариус должен будет предупредить о всех рисках, в том числе о возможности оспаривания, указал спикер. Среди других предложенных им мер — рассмотреть вопрос о прохождении нотариусами курсов по психологии и психиатрии в аспекте установления дееспособности.
Сегодня видеофиксация в обязательном порядке уже применяется нотариусами при удостоверении совместного завещания супругов. Главная особенность такого распоряжения состоит в том, что в нем одновременно два завещателя — мужчина и женщина, состоящие в официальном браке. Вместе с тем число нотариусов, использующих в работе видео- и аудиозаписи приема граждан при совершении самых разных нотариальных действий, с каждым годом растет.
Профессор кафедры гражданского права Удмуртского государственного университета Екатерина Ходырева подняла вопрос наследования неимущественных прав (например, право на имя и изображение). Сейчас нематериальные блага в состав наследства не включаются. В своем докладе спикер рассказала о зарубежном опыте регулирования: так, в ряде стран работает «право на публичность» — наследники покойного могут защищать имя, голос, подпись и фотографии от использования в рекламных кампаниях без согласования. Ходырева также перечислила вызовы, на которые, по ее мнению, предстоит ответить нотариату — это нюансы наследования цифрового имущества, правовой режим органов и тканей человека, а также использование биоматериала после смерти.
Участники панельной дискуссии также обсудили проблему простых и кратких подписей. По таким подписям зачастую нельзя достоверно определить исполнителя, а следовательно, возникают сложности при нотариальном свидетельствовании подлинности подписи на документе, отметила в своем докладе доцент Удмуртского государственного университета Ольга Сегал. Сегодня в законодательстве нет жесткого регулирования вопроса, что такое подпись: в практике были случаи, когда мужчина расписывался ажурным крестиком, рассказала она. Кроме того, на данный момент нет обязанности расписываться в любых документах точно так же, как в паспорте. В этой сфере необходимо ввести регламентацию, заключила Сегал.
Еще одной темой стало обеспечение доказательств нотариусом. Председатель Комиссии по правовой и методической работе Саратовской областной нотариальной палаты Светлана Мушарапова рассказала о преимуществах удостоверения доказательств нотариусами и напомнила, что такие доказательства имеют повышенную доказательственную силу в суде. Иногда при удостоверении доказательств нотариусы сталкиваются с нетривиальными задачами. Так, однажды подтверждать владение картиной пришлось по старым семейным фотографиям с датировкой: родственники стояли на фоне полотна в квартире, находящейся в собственности у владельца, привела пример из практики Мушарапова.
В работе площадки приняла участие заместитель руководителя Управления Росреестра по Саратовской области Екатерина Беличенко. Она указала, что нотариат — один из ключевых партнеров и активных пользователей электронных сервисов Росреестра. Нотариальное заверение сделок дает незыблемые гарантии защиты имущественных интересов граждан и позволяет существенно сократить сроки регистрации прав, добавила Беличенко. По ее словам, сегодня срок по такой электронной сделке составляет один рабочий день, а приостановления государственной регистрации прав и отказы по нотариально удостоверенным документам практически исключены.
Вопрос о необходимости расширения нотариальной компетенции поднял профессор кафедры гражданского процесса «Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева» Игорь Ренц. По его мнению, расширять присутствие нотариуса нужно в областях классической компетенции — семейное, наследственное, гражданское право в целом. «Нотариат за 30 лет вполне вписался в российский правовой ландшафт. Адаптировался и к постоянным реформам, и к возросшим многократно скоростям, и уровню запросов неоднородной клиентуры <...> Бороться за монополию не нужно, вместо этого нужно показывать клиенту, какие преимущества дает обращение к нотариусу», — заключил он.
В заключении выступила нотариус Энгельса и Энгельсского района Анастасия Ломова. Ее доклад касался темы доверительного управления и роли нотариуса в защите бизнеса после смерти владельца. После смерти главы перед компанией продолжают стоять задачи, требующие оперативного разрешения: это выплата заработной платы и сдача отчетности, обслуживание договоров аренды, одобрение сделок и т.д. А поскольку от момента смерти наследодателя до вступления в права наследства проходит не менее 6 месяцев, это имущество требует не только охраны, но и управления. При учреждении доверительного управления у нотариуса остро встает вопрос выбора доверительного управляющего и пределах полномочий такого управления, отметила Ломова. Кроме того, дискуссионным остается соблюдение прав и законных интересов пережившего супруга. На данный момент нет единого ответа, как действовать нотариусу, если один наследник обращается за договором доверительного управления, а переживший супруг не приходит в контору и никак не выражает свою волю, заметила спикер.
Кроме того, свои доклады представили заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук Самаркандского государственного университета Феруза Рашидова и нотариус Саратова Татьяна Алешина. Рашидова рассказала участникам дискуссии о становлении нотариальных органов в Туркестанском генерал-губернаторстве конца XIX века, а Алешина посвятила свое выступление процессу составления брачного договора.
По итогам панельной дискуссии планируется принятие резолюции. В ней организаторы форума соберут все предложения участников по совершенствованию правового регулирования в сфере нотариата.