С 7 по 9 февраля в столице прошел Московский риелторский форум Fresh Up. В мероприятии приняли участие представители законодательной власти России, федеральных ведомств, банковского сектора, правоохранительных и правоприменительных органов, нотариата и риелторского сообщества.
Пленарное заседание форума было посвящено трендам рынка недвижимости и его трансформации. Модератором выступила президент Гильдии риэлторов Москвы Екатерина Векшина. Одним из самых важных вопросов для обсуждения она назвала обеспечение прозрачности и безопасности правоотношений для всех участников сферы оборота недвижимого имущества.
Как защищают права сторон сделок с недвижимостью представители нотариального сообщества, в своем докладе рассказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
«Правовое регулирование оборота недвижимости — это традиционная сфера компетенции нотариата. Обеспечить законность удостоверяемой сделки, ее защиту от последующего оспаривания и, как следствие, передать достоверные данные в ЕГРН — всё это прямые задачи нотариуса», — подчеркнул спикер.
Он отметил, что одним из трендов последнего времени стал курс законодателя по расширению компетенции нотариата в сфере оборота недвижимости с целью пресечения мошенничества и обеспечения стабильности имущественных правоотношений. Так, с 13 января этого года нотариальная форма сделки стала обязательной для любых договоров дарения недвижимости. Именно такой вид сделок часто использовался мошенниками для обмана собственников и получения их имущества.
Анализ судебной практики за период с 2019 по октябрь 2024 года показал, что средний ежегодный рост количества приговоров за мошеннические действия с договорами дарения недвижимости составляет примерно 15%. По данным исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право», с 2019 года число таких приговоров выросло почти вдвое — на 96%, сообщил глава российского нотариата. При этом найти виновных и доказать недействительность сделки, когда она заключалась в простой письменной форме, часто бывает очень сложно.
Неутешительную статистику привел и заместитель начальника Следственного департамента МВД России Данил Филиппов. Он сообщил, что в 2024 году было совершено 765 тысяч мошеннических действий с недвижимым имуществом, при этом 486 тысяч из них — дистанционным способом. Так, под воздействием телефонных аферистов только в Москве граждане лишились 93 квартир, на втором месте в этом печальном списке — Республика Татарстан (21 квартира).
По мнению представителя МВД, прервать цепочку криминальных событий, связанных с отъемом у людей денег и имущества, могут лица, у которых происходит первый контакт с жертвой в момент совершения преступления.
Так, если сделка удостоверяется нотариально, то именно нотариус в силу закона обязательно проверяет дееспособность граждан, разъясняет сторонам смысл и значение проекта сделки, а также проверяет соответствие его содержания действительным намерениям сторон и требованиям закона, отметил Константин Корсик.
В случае же заключения договора в простой письменной форме, на которой по понятным причинам настаивают мошенники, повлиять на человека могут сотрудники агентств недвижимости, куда граждане приходят по указанию злоумышленников. Правда, обязанности разъяснять смысл и правовые последствия сделки у таких участников рынка нет.
Представитель МВД призвал риелторов при малейших признаках того, что сделка с жильем происходит под влиянием мошенников, попытаться выяснить, понимает ли продавец, что лишается недвижимости навсегда, а, если сомнения остаются, немедленно обращаться к правоохранителям.
Константин Корсик, в свою очередь, обратил внимание на сомнительную тенденцию навязать гражданам некого универсального цифрового посредника, который якобы делает за участников сделки абсолютно всё — от поиска объекта недвижимости до юридической проверки сделки. Таким образом вытесняется квалифицированная работа риелтора, подбирающего объект и решающего коммерческие вопросы, а также отсутствует квалифицированная правовая экспертиза сделки.
Агрегаторы не несут ответственность и не дают человеку никаких гарантий на случай признания сделки недействительной, заметил спикер. Нотариус, напротив, проводит комплексную правовую экспертизу сделки и несет полную имущественную ответственность за результат своей работы. Она подкреплена многоступенчатой системой страхования и Компенсационным фондом ФНП, из которого недавно состоялась первая выплата.
Таким образом, именно нотариальная форма для сделок с недвижимостью традиционно выступает надежным инструментом защиты права собственности и стабильности рынка жилья, что подтверждает как российская, так и общемировая практика.
«Очевидно, что дальнейшее расширение обязательной нотариальной формы в сфере оборота недвижимости — позитивный тренд, который будет способствовать безопасности и стабильности рынка», — подчеркнул Константин Корсик. Тем более, что нотариальная форма сегодня — это не только безопасно, но также удобно и доступно. Все правовые вопросы по сделкам с недвижимостью сегодня решаются фактически за один визит в нотариальную контору, в режиме «одного окна». А сам процесс регистрации прав по нотариальной сделке занимает всего около 6 часов.
Еще одна полезная дополнительная опция — безопасный расчет по сделке через депозитный счет нотариуса. Сегодня эту услугу можно получить и удаленно, то есть вообще без личного визита к нотариусу. По итогам 2024 года спрос на расчет через депозитный счет нотариуса вырос на 21%.
Повышению комфорта нотариальных сделок способствовало и введение дистанционного формата их удостоверения. Обращение к дистанционному формату, когда в сделке участвуют два и более нотариуса, позволяет избежать оформления доверенности на распоряжение недвижимостью и тем самым отказаться от проведения рискованной сделки через представителя.
Что касается стоимости, то тарифы на нотариальное удостоверение сделок давно являются доступными для населения и, как правило, оказываются значительно ниже расценок на услуги активно рекламируемых сегодня агрегаторов. К примеру, если говорить о договоре дарения, то за сделку по отчуждению даже самой дорогой московской квартиры нужно будет заплатить нотариусу не более 27 тысяч рублей.
«Рынок недвижимости — это комплексная сфера, где каждый профессионал должен заниматься своим делом. Риелторы — фактической стороной сделки, а за юридическую составляющую должен отвечать нотариус. И я думаю, чем больше нотариус будет внедряться в эту сферу, тем это будет полезнее для рынка», — резюмировал Константин Корсик.
Законодательным инициативам, направленным на повышение безопасности в сфере оборота недвижимого имущества и защиту граждан от мошенников, посвятила свое выступление заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. В частности, она озвучила инициативу о блокировке средств после продажи недвижимости.
«Ко мне как к московскому депутату периодически приходят люди, которых лишили квартиры и им просто негде жить. Поэтому возникла идея, которую мы пытаемся воплотить в закон, — это заморозка средств от продажи квартиры у продавца на десять дней», — отметила спикер.
Она пояснила, что за этот срок жертва мошенничества сможет «прозреть» и осознать, что продажа квартиры была реальной и у жилья теперь новые собственники. В этом случае у гражданина будет возможность расторгнуть мошеннический договор.
Светлана Разворотнева отметила, что такую меру планируется распространить на все сделки по отчуждению недвижимого имущества, за исключением тех случаев, когда одновременно с продажей жилья покупается другое. По словам парламентария, инициатива уже поддержана Центробанком и направлена в правительство для получения предварительного отзыва.
Также спикерами пленарного заседания форум Fresh Up выступили руководитель Управления Росстата по Москве и Московской области Леонид Калимуллин, вице-президент ВТБ Ирина Качурина, президент Российской гильдии риелторов Артемий Шурыгин, помощник руководителя Управления Росреестра по городу Москве Дарья Кудинова, региональный руководитель «Авито Недвижимость» по работе с ключевыми партнерами Артем Захаров, коммерческий директор «Яндекс Недвижимости» Евгений Белокуров и другие эксперты в сфере недвижимости.